404 Философ Тит Лукреций Кар

Преодолеть угрозу конечного исчезновения, дать разумное истолкование смерти пытался в античной философии Сократ. Не только своим личным поступком, то есть добровольным принятием яда, но и путем философских размышлений. Завершая свое выступление на суде, Сократ говорит: Сократ утверждает, что смерть действительно есть благо: Осмысливая поступок Сократа, немецкий философ В. В том, какое влияние он окажет на судей, он сомневаться не мог. Как тонкий психолог он знал, что доведет их этим до крайнего раздражения. Хотел ли он этого раздражения, стремился ли к крайности?

Идея смерти в культур философской ретроспективе

Киники, Эпикур, Лукреций Кар После появления наиболее полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Школа киников циников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, то есть имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом.

Однако, как подчеркивал один из ведущих ученых этой школы - Диоген Синопский ок. Люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту.

Лукреций - римский поэт и философ, последователь Эпикура. . деятельности, которая избавляет человека от страха перед смертью и перед богами.

По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами К свежим припасть родникам, и отрадно чело мне украсить Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим Прежде меня никому не венчали голову Музы. Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий, А во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду. Это, как видишь ты, смысл, несомненно, имеет разумный: Если ребёнку врачи противной вкусом полыни Выпить дают, то всегда предварительно сладкою влагой Жёлтого мёда кругом они мажут края у сосуда; И, соблазнённые губ ощущеньем, тогда легковерно Малые дети до дна выпивают полынную горечь; Но не становятся жертвой обмана они, а, напротив, Способом этим опять обретают здоровье и силы.

Так поступаю и я. А поскольку учение наше Непосвящённым всегда представляется слишком суровым И ненавистно оно толпе, то хотел я представить Это ученье тебе в сладкозвучных стихах пиэрийских, Как бы приправив его поэзии сладостным мёдом. Может быть, этим путём я сумею твой ум и вниманье К нашим стихам приковать до тех пор, пока ты не постигнешь Всей природы вещей и познаешь от этого пользу. После того, как тебе объяснил я духа природу: Как он живёт, находясь в связи непосредственной с телом, И, при разрыве её, возвращается в первоначала, Я приступаю к тому, что тесно сюда примыкает.

Есть у вещей то, что мы за призраки их почитаем; Тонкой подобно плеве, от поверхности тел отделяясь, В воздухе реют они, летая во всех направленьях. Эти же призраки, нам представляясь, в испуг повергают Нас наяву и во сне, когда часто мы видим фигуры Странные призраков тех, кто лишён лицезрения света; В ужасе мы от сна пробуждаемся, их увидавши.

Но и подумать нельзя, чтоб могли из глубин Ахеронта Души уйти, или между живых пролетали бы тени, Иль чтоб могло что-нибудь от нас оставаться но смерти, Если и тело и дух, одновременно с телом погибнув, Врозь разошлись и опять разложились на первоначала. Значит, я здесь говорю, что с поверхности всяких предметов Отображения их отделяются тонкого вида.

, ок. Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. В году французский филолог Ламбин издал первое комментированное издание поэмы Лукреция.

De rerum natura («О природе вещей») — философская поэма Лукреция, в которой римский С целью избавить людей от страха перед тем, что ждёт их души после смерти, здесь опровергаются представления о существовании.

О его жизни ничего не известно. Произведение"О природе вещей" представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Художественная форма изложения дает дополнительную аргументацию всем философским положениям Лукреция. Философ исходит из того, что человеку требуется философия, которая давала бы основу спокойного существования.

Задача состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательству в жизнь человека.

Реферат: Лукреций

Если мифы просто принимаются людьми"к сведению" — без попытки поставить их под сомнение, то философские учения — результат специального осмысления положения вещей, анализа, поиска аргументов"за" и"против", то есть результат осмысленного выбора суждений среди возможных альтернатив. Такое осмысление и обоснование взглядов называют рефлексией. Таким образом, философские воззрения отличаются от мифологических тем, что они опираются на рефлексию это не единственное, но существенное различие.

Однако по содержанию идеи философов могут быть весьма похожими на мифологические представления. Так, многие древнегреческие философы поддерживали идею о бессмертии души, характерную для древнейших мифов. Учение Платона о бессмертии души Наиболее яркий образец"философии бессмертия" создал Платон до н.

Страх перед стихиями природы и перед смертью заставил людей «создать для себя Лукреций свое учение считал наставлением по искусству жить в.

Глава 2 Тема смерти в античной философии Философские воззрения на смерть отличаются от мифологических по способу их формирования и передачи. Если мифы просто принимаются людьми"к сведению" — без попытки поставить их под сомнение, то философские учения — результат специального осмысления положения вещей, анализа, поиска аргументов"за" и"против", то есть результат осмысленного выбора суждений среди возможных альтернатив. Такое осмысление и обоснование взглядов называют рефлексией.

Таким образом, философские воззрения отличаются от мифологических тем, что они опираются на рефлексию это не единственное, но существенное различие. Однако по содержанию идеи философов могут быть весьма похожими на мифологические представления. Так, многие древнегреческие философы поддерживали идею о бессмертии души, характерную для древнейших мифов.

Ренессанс. У истоков современности, стр. 1

Предисловие В школе у меня была привычка в конце учебного года непременно пойти в книжную лавку и купить что-нибудь на лето. Карманных денег всегда не хватало, но магазин обычно распродавал залежавшиеся книги по необычайно низким ценам. Книги складывались кипами, и я рылся в них наобум в надежде найти что-то интересное. В один из таких набегов мне попалась на глаза старая мягкая обложка с репродукцией картины сюрреалиста Макса Эрнста.

Под полумесяцем высоко в небо взметнулись две пары ног — тел не было видно — в очевидном акте заоблачного соития. Античная физика — не самая увлекательная тема для чтения в летние каникулы, но я все же как-то взял книгу в руки и сразу понял, почему на обложке изображен откровенно эротический сюжет.

Убежденный атеизм и истовая вера снизили страх смерти. еще до наше (об этом писал, например, Лукреций Кар). Этой теме.

Лучинин Алексей Сергеевич Эпикур и Лукреций Кар о душе После Аристотеля и стоиков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам все того же вечного Космоса. Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование.

Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что иное, как отсутствие страдания.

А. М. Горького Курсовая работа студентки 1 курса Депланьи Арины семинар

Цель своей философии видел в том, чтобы указать путь к счастью, возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: Средство освобождения от них - усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об об-ве. Познание смертности души исключает не только веру в загробную жизнь, но и веру в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в мире, а в пустых промежутках между мирами: При копировании страниц проекта обязательно ставить ссылку:

Поэтому известная мысль Лукреция о бессмысленности страха смерти, поскольку человек имеет дело не с собственной кончиной, а только с ее.

Они — олицетворение самодостаточной атараксии безмятежности эпикурейских мудрецов: Главная ценность — разум, опирающийся на чувства и превосходящий их: Главные проблемы — начала обычных тел и природа души. Обычные тела имеют свойства то, что нельзя отнять, не разрушив их носителя и явления то, что можно отнять, не разрушив.

Основные, или изначальные, тела вечны и неизменны, не погибают и не возникают, не переходят друг в друга и не делятся атомы. Все тела находятся в пространстве как пустоте. О наличии пустоты говорит движение. Общее свойство пустоты — непротиводействие телам и неощущаемость. Эти равновесные тела падают параллельно и односкоростно, отчего взаимодействие между ними и образование из них миров невозможно, не будь самопроизвольного отклонения этих тел: Они отличаются друг от друга величиной а тем самым и весом и формой.

Основные, изначальные тела не обладают жизнью и чувствами.

Глава 13. О бессмертии души, о вере в загробную жизнь, о страхе смерти.

Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон. В произведении, написанном гекзаметром, Лукреций знакомит римлян с философией Эпикура.

Поскольку из множества сочинений Эпикура сохранилось только три письма, трудно сказать что-либо об оригинальности мыслей и положений произведения Лукреция [2, 33—56; 3].

Эпику р (греч. ; / до н. э., Самос — / до н. э., Афины) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, . человека от страха суеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти ( греч. ). Перевод М. Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М.

Поэтом движет страстное стремление освободить человека от страха смерти, страха перед богами. Средство к этому — познание истины о природе. И Лукреций одно за другим исследует ее явления, давая им истолкование в духе материалистического атомизма Эпикура. Вместе с тем описание этих явлений дает ему повод развернуть великолепную поэтическую картину, пластически наглядную и красочную.

Мировая литература не знала больше такого единства философии и поэзии, как у Лукреция. Произведение Лукреция отнюдь не представляет собой лишь спокойного и холодного изложения научных теорий, только иллюстрированных поэтическими картинами; оно насыщено самой ожесточенной и страстной полемикой против веры в сверхъестественное, против религии.

Тит Лукреций Кар

Скачивание книги было запрещено по требованию правообладателя. У книги неполное содержание, только ознакомительный отрывок. Отрывок из книги Читая поэму, я не переставал изумляться тому, что все эти идеи были изложены более двух тысяч лет назад.

Выпуск приурочен к му юбилею со дня смерти Тита Лукреция Кара сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение страха смерти.

Биография Лукреция почти неизвестна. Он прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия. Философское образование, по всей вероятности, получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон брат знаменитого оратора, политического деятеля в философа. В поэме Лукреция, этом важнейшем литературном памятнике античного материализма, наиболее полно и аргументированно изложено атомистическое учение.

Эпикура, опирающееся в свою очередь на идеи Демокрита. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния — до н. Несмотря на скудость достоверных сведений о судьбе Лукреция, его жизнь и творчество интересовали не только современников.

07. О страхе смерти

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как это сделать, кликни тут!